850
7
0

Ежик, похожий на свинку, или Чудеса с обыкновенным стеком


Почему преподаватели билимбаевской школы немного завидуют своим ученикам


Она очень приятная на ощупь, — говорит Елизавета Чижова. Второклассница берет в руки глину и начинает придавать ей форму. — Я в школе лепила первый раз — и учитель меня похвалил. У меня была самая аккуратная свинка.

Лиза — одна из тех, кому лепка легко дается. Педагоги говорят, что у девочки есть талант — первый раз взяла в руки глину и сразу сделала одну из лучших работ из параллели. Сейчас Лиза сосредоточилась — прорабатывает каждую деталь, даже рот приоткрыла от усердия. Но при этом успевает рассказывать:


Когда лепишь, нужно не торопиться и верить в себя, что все получится. Дома я только пельмени с мамой леплю, — признаётся Елизавета. — А еще я рисую — куколок, платья. Правда, только когда у меня настроение грустное. Мама хочет отдать меня в творческие кружки — танцы, рисование и лепку. Но я мечтаю все попробовать: стать строителем, стоматологом, учителем, полицейским, врачом «Скорой помощи» и пожарным.

В актовом зале школы №22 стоит длинный стол, за которым сидят дети. Перед каждым учеником — заготовка, кусочки глины и наборы стеков. Мастер Строгановской школы Татьяна Андреева проводит внеурочные занятия. Задание на сегодня — вылепить из глины свинку или ежика.

Я планировала, в этой школе к нам на занятия придут 4 класса. Но здесь ажиотаж — все хотят попасть на занятия. У завуча записались 9 классов! — говорит Татьяна Юрьевна. — Но мы пока не можем такой объем сразу выдержать. Вот сегодня у меня в расписании 7 классов. А еще такие занятия ждут 7-ая и 10-ая школы. Все хотят, чтобы дети обучились именно лепке и росписи по керамике.

 

Оптимально, по мнению Татьяны, когда группа не более 15-ти человек. Если посадить весь класс, то мастеру сложно оценить каждую работу индивидуально. Поэтому она просит педагогов делить детей на группы. На мастер-класс приходят школьники с 1 по 8 класс.

У нас восьмиклассники, глядя на младшеклассников, захотели лепить. Они все сюда заглядывали и смотрели — а когда у нас будет?  — комментирует заместитель директора по воспитательной работе Наталья Васильева.  — Мы со «Строгановской школой» работаем уже несколько недель, занятия проходят по понедельникам. Каждый класс работает в два этапа: в первый понедельник лепят, во второй — раскрашивают. Одни дети уже лепили игрушки и даже раскрасили их.

45 минут проходят — Татьяна убирает заготовки. Чуть позже она отдаст мастерам игрушки на обжиг в муфельной печи. А потом снова привезет — и ребята распишут свои изделия. Все поделки можно забрать домой.

Едва мастер успевает поменять материалы на столах,на занятие  приходит другой класс. Лепить будут тоже второклассники. Садятся за стол — и сразу начинают колдовать над глиной. Девочки сосредоточились на своих работах — Виктория Заболоцкая делает все осторожно, рассчитывает движения, чтобы проработать как следует каждую мелочь. 


Надо аккуратно все “примазывать”, чтобы все получилось. У меня будет ежик —  с иголками и маленькими глазками. Добрый и застенчивый. А на спине у него будет яблочко. Я покрашу его в серый или в черный и себе оставлю. Первый раз такого сделала — и потом дома еще буду лепить, — улыбается второклассница.

В отличие от девчонок, мальчики помогают друг другу: добавляют детали, рисуют стеками забавные мордочки у зверей. Лепят, смеются и придумывают истории.

Это так занимает! — говорит Григорий ШаргинКогда тебе скучно, ты можешь взять и полепить. Время пролетает быстро. Я лепил ежика, но потом смотрю — он больше похож на свинку. И вылепил пятачок. Стеком сделал улыбку — подумал, что свинка сказочная. Ну, в сказках они же все улыбаются до ушей.

Я лепил мышку. У меня дома шиншилла — типа мышки. У нас дома тоже есть глина — мы делаем ремонт, строим первый этаж, я дедушке строить помогаю,  — смеется Артем Михайлов.

 

Со стороны за школьникам наблюдает классный руководитель. Лариса Матвеева признается — иногда и самой хочется полепить вместе с детьми.

Ребята с удовольствием сюда идут, я бы сказала «на ура». Особенно ждут момента, когда все готово будет и можно перейти к росписи. Я считаю,что это хорошее развитие творческих способностей. Да и развитие мелкой моторики, для начальной школы это очень полезно.


По мнению администрации школы, к концу учебного года на мастер-классах пройдет обучение  примерно 600 учеников. Эффект, как считает директор, можно как следует оценить именно к маю — спустя несколько месяцев работы со «Строгановской школой».   

 

Елена Ладейщикова, директор школы №22

Дети с удовольствием делают фигурки, керамикой занимаются, это видно. Чтобы оценить эффект, нужно время, — комментирует директор билимбаевской школы Елена Ладейщикова.Время пройдетмы спросим у самих детей, насколько им это нравится. У классных руководителей мы спросим, произошел ли позитивный сдвиг в плане новых знаний. С родителями пообщаемся обязательно. Получим обратную связь и по организации мастер-классов, и по результату.

Тем временем, в планах у организаторов проекта «Строгановской школы искусств и ремесел» расширить сферу деятельности: разработать программу мастер-классов для школьников по гончарному делу, плетению из лозы и рисованию. Проводить их планируют не только в Билимбае. Своей очереди ждут и городские школы. Похоже, там у мастера Татьяны Андреевой тоже работы будет хоть отбавляй.


Фото Анастасии Нургалиевой