671
1
0

Наш удел — прозябание и иждивенчество?


Спонтанный монолог по поводу эксперимента с введением персональных сертификатов на дополнительное образование


Андрей Казин, обозреватель

Понесло меня после прочтения материала о введении персональных сертификатов на дополнительное образование. Сначала от прочитанного слова пропали, а потом «Остапа понесло». Судите сами, что из этого получилось.

О глубине проблем в экономике страны никто не говорит прямо, но об этом можно догадаться по косвенным признакам.  Один из них — выплата государственных пособий, стимулирующих потребительскую способность граждан. На очереди родители, не имеющие возможность оплатить занятия детей в кружках и секциях.

Канули в лету «Селигеры» вместе с молодежным движением «Наши». Не та ситуация, чтобы тратить несметные деньги на политическую пропаганду. У 13 миллионов россиян, которым денег хватает только на удовлетворение первоочередных нужд, уже не поднять патриотический дух задушевными беседами национального лидера со школьниками на берегу красивого озера. Они хотят большего. Встает вопрос, что им дать в первую очередь — на хлеб у них более или менее есть, зрелищ уже не хотят, поэтому надо играть на инстинктах.

Самый сильный инстинкт отцовства и материнства. Ни один родитель не будет чувствовать себя спокойно в ситуации, когда у него нет возможности дать ребенку чуть больше, чем программа средней школы.

Миллиарды, которые распиханы по квартирам, в реальную экономику не вложишь. Новых рабочих мест на них не создашь и достойную зарплату не выплатишь. А экономическое прозябание общества надо каким-то образом скрашивать. И на это есть легальные деньги — госбюджет, который можно дербанить на разного рода масштабные проекты.

Хотите растить детей? Вам это будет. В недрах правительства рождается план — ввести персонифицированную систему финансирования дополнительного образования детей. И все в ажуре — и власть, и родители. Государство выступает в роли кормящей матери, а мамы и папы уже не клянут руководителей страны, которые за 20 лет так и не обеспечили обещанного ими процветания нации.

Первоуральцы — счастливчики, они примут участие в очередном масштабном эксперименте всеобщего благополучия. К 1 августа на местном уровне должны утвердить нормативные акты, регламентирующие муниципальную систему сертификатов дополнительного образования. До 1 сентября сертификаты предоставят всем желающим.

Сертификат выдается единожды и действует до момента достижения ребенком 18 лет. Деньги на нем будут пополняться ежемесячно. Их можно использовать на оплату нескольких образовательных программ. Правда, точная сумма, которая будет приходить на сертификат, пока не оглашается. Видимо, она будет зависеть от числа заявившихся.

А дальше авторам проекта видится красивая картинка — все, кто оказывает дополнительные образовательные услуги на дому, чтобы получать сертификатные деньги, регистрируются в реестре, в борьбу за бюджетные ассигнования вступают частники, в результате конкуренция на рынке допобразования растет, педагоги начинают ориентироваться на то, что действительно интересно детям, и все это вместе положительно влияет на качество преподавания.

А теперь опустимся на грешную землю. Мы все вышли из народа, а посему аристократической гордости не имеем, и за данным сертификатом ринутся все, даже те, кому семейный бюджет позволяет оплачивать хоть пять дополнительных образований. А это уменьшает шансы действительно малоимущих оплачивать услуги дорогих педагогов — бюджет не резиновый, на всех его не хватит. Кроме того, кто заставит преподающую на дому пенсионерку-учительницу с репутацией, клиентурой и просчитанным личным бюджетом пройти регистрацию в реестре. Она не поймет, зачем это ей надо. Все будет как при социализме — борьба «хорошего» государственного с «очень хорошим» государственным. Сертификаты понесут в уже действующие муниципальные, региональные, ну и некоторые частные структуры, которые и без этого делили между собой клиентуру. У них увеличится количество немотивированных учеников, что всегда не очень положительно сказывается на качестве образования. Это как набор в музыкальную школу без предварительного прослушивания.

Но начали-то мы с экономики. Какой экономический эффект от персонифицированной системы допобразования мы получим и когда? Вот главный стратегический вопрос, на который нет ответа. Пока просматривается только тактический политический выигрыш власти. А во всем остальном прозябание и иждивенчество, стимулируемые государством.