226
6
0

Настоящая работа начинается с доверия детям


Туристско-спортивно-экологический клуб «Абрис» готовится к 55-летнему юбилею.

Руководитель Жанна Краевская подводит итоги и рассказывает о планах на будущее 


 

«Абрис» организован в декабре 1965 года из школьных кружков. У истоков детского туризма стояли учитель географии школы №21 Тамара Сердюк и новотрубник Адольф Сердюк. С 1980 года клуб возглавила Жанна Краевская, работавшая в ту пору методистом Гороно. 

Жанна Краевская

Жанна Матвеевна приехала на Урал из Белоруссии. Работала в Екатеринбурге в закрытом институте вирусологии —изучала вирусологические цепи в природе. В частности, воздействие клещевого энцефалита на организм человека.

Так как они с мужем жили в Первоуральске, попробовала устроится на городскую Санэпидстанцию. Но там вакансии для Краевской не нашлось. А в дипломе запись — преподаватель биологии. Это позволило уйти в систему образования.

Работала в билимбаевской школе №22 и параллельно вела уроки в школе №21.

Началом педагогической деятельности считаю работу в 22-ой школе. Там были такие педагоги... Интеллигенты высокого уровня — это эвакуированные ленинградцы. Тогда школа находилась в старом здании в историческом центре поселка. Напротив было деревянное здание лесхоза. В нем же на первом этаже жил директор лесничества Александр Никитин. Мы с ним много общались. Мне повезло с людьми. Я попала в хорошие руки.  

Для меня 2020 год — это продолжение череды юбилеев. В 2018 мы отметили столетие дополнительного образования, 2019 год Свердловская область объявила годом детского туризма. Областной станции туризма исполнилось 90 лет. А Первоуральск тоже не лыком шит: Дятлов — наш, Артманаки – наш, альпинистка Любимцева тоже наша. Мы начали восстанавливать историю первоуральского туризма: сейчас листаем книги и видим, что областной туризм опирался на первоуральские группы. Мы сами сделали в клубе стенд, на котором меняем фотографии спортсменов, представлявших наш город в разные поколенческие периоды.

 

Фотографии Жанна Матвеевна делала сама. Навыки фотографа приобрела в университете, где обучалась на биолога. Фотодело на факультете было основной дисциплиной.

Я пришла из науки, ко всему сохраняю системный подход, поэтому и архив веду. У меня все есть. Я создала несколько альбомов «Это наша с тобой биография». А на стенде в верхней части — представители старших поколений, а в нижней — те, кто сегодня своим трудом заслужил право быть на этой доске.

Туристское движение в городе начиналось с соцпедкомплексов: «дворовый клуб – школа – завод». В дворовых клубах практиковались походы.

У нас директор «Хромпика» Валентин Секираж получил звание Отличника образования. При заводе был клуб «Оранжевый кристалл». Все городские туристские спардакиады проходили под эгидой профсоюзов. Развитие прикладных видов спорта — это не пионерское и не комсомольское движение. Всем руководила Центральная московская станция туризма. И это был не контроль сверху, а именно управление. С нами постоянно проводили обучающие семинары в столицах союзных республик.

В этом году осенью «Абрис» отмечает свой 55-й день рождения.

Летоисчисление началось с общего городского туристского слета. Тогда Адольф Григорьевич Сердюк был в Доме пионеров совместителем. Он работал на Новотрубном. На предприятиях в то время существовали сильные заводские турклубы, они помогали в организации школьных клубов. Вот из школьных клубов и вырос «Абрис». Затем произошло перепрофилирование на спортивное ориентирование. Оно всегда присутствует в туризме. Ориентирование — это по сути военизированный вид. Оно сначала было внутри игры «Зарница», затем в 60-е стали проводить отдельные спортивные слеты и соревнования. Тогда же образовалась федерация спортивного ориентирования. А в мире этот вид спорта давно существовал. В 1898 году прошли первые соревнования чемпионата Швеции по ориентированию. А мы в международных состязаниях начали участвовать, когда был снят «железный занавес». Сейчас это олимпийский вид спорта.


 

Помимо спорта клуб «Абрис» занимается познавательной деятельностью.

Наш клуб вышел из школы, а некоторые клубы — из спорта. Последние брали за основу физическое развитие, а интеллектуальное отодвигали на второй план. Я училась в Белоруссии, там ориентирование было в начальной школе. Это было требование республиканского Министерства образования, оно входило в дисциплину география. В ориентирование я пришла не из пикникового туризма, а из спортивного, где надо преодолевать препятствия и на месте принимать решения, как это сделать с наименьшей потерей времени и сил. Если мы возьмем того же первоуральца Игоря Дятлова, то он был радиотехником, в походах апробировал свои радиостанции. В нашем городе настоящий туризм всегда был связан с исследованиями или с техническими открытиями — изобретение походных печек или палок для лыжного туризма, и т.д. Но в ориентировании к прекрасной голове нужна серьезная физическая подготовка. Интеллектуальное и физическое развитие у нас идут параллельно. Поэтому у меня две программы — спортивное ориентирование и экологический туризм. В первый год мы проходим маршрут, изучаем его, делаем необходимые отметки, а на следующий год я отправляю тех же ребят на этот же маршрут, но уже бегом и без моего сопровождения.

Жанна Краевская с дочерью и внучкой

Патриотизм, по мнению Жанны Матвеевны, заключается не в том, чтобы отчитаться о вновь проложенном туристском маршруте. Все маршруты давно проложены. Надо поднять в архивах старые и пройти по ним, увидеть своими глазами, что с тех пор изменилось — где лес вырос, а где его вырубили, и из-за этого высохла речка. Если был родник, найти его и при необходимости восстановить.  

С этого начинается экология, с этого начинается патриотизм. Где-то ты через болото сделал гать, или мостик через речку, чтобы следующим за тобой было легче пройти. Наша работа по родникам началась с того, чтобы воду с собой в походы не таскать. А настоящая работа по экологии начинается с доверия детям. Не нужны агитбригады с отчетами со сцены. Надо вывести детей в парк, пусть они посадят деревья и не обязательно об этом заявлять во всеуслышание. Ребенку нужна практика, нужен результат. А не так, что за посадки отчитались, а на следующий год этих деревьев уже нет.

Профессионал отличается своим настроем на воспитание, он сначала требует с себя, чтобы у ребят сформировались правильные души. То, что ты пропагандируешь, должно быть прожито тобой вместе с ребятами, на которых направлена твоя пропаганда. Не должно быть принуждения для показухи, должна быть совместная работа. Тогда уйдет разногласие в действиях, когда ребенок во время экологической акции убирает мусор за другими, и сам тут же бросает на землю фантики от своих конфет.


 Фото Дмитрия Дегтяря